Образовательная программа МКОУ «СОШ а.Верхний Учкулан»
Принята на заседании Совета ОУ
Протокол № 8 от 13.06.2013
1. Образовательная программа основного общего образования
ii ступень обучения (5 – 8 классы)
2. Образовательная программа основного общего образования
3. Образовательная программа среднего (полного) общего образования
1. Пояснительная записка к образовательной программе школы
Образовательная программа МКОУ «СОШ а. Верхний Учкулан» направлена
ü на обеспечение оптимального уровня образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь на освоенный социальный опыт;
ü на реализацию права семьи на выбор образовательных программ общего и дополнительного образования.
В МКОУ «СОШ а. Верхний Учкулан» особое внимание уделяется формированию личности учащихся, а именно:
ü повышению уровня культуры личности школьников;
ü обеспечению возможности накопления школьниками опыта выбора;
ü воспитанию уважения к закону, правопорядку;
ü развитию способности к творческому самовыражению в образовательной, трудовой и досуговой деятельности;
ü развитию культуры умственного труда учащихся, навыков самообразования.
Названные ориентиры в условиях следования базовой образовательной программе
ü обеспечивают обязательный минимум усвоения содержания образования и максимальный для каждого обучающегося уровень успешности,
ü нацеливают на воспитание выпускника – человека и гражданина, уважающего права и свободы личности, ответственно относящегося к своей жизни и здоровью, обладающего культурными потребностями, самосознанием, коммуникативной культурой.
Образовательная программа школы а. Верхний Учкулан предназначена удовлетворить потребности:
ü учащихся - в расширении возможностей для удовлетворения проявившегося интереса к тому или иному учебному предмету и программах обучения, обеспечивающих личностное становление и профессиональное самоопределение на основе усвоения традиций и ценностей культуры;
ü общества и государства - в реализации образовательных программ, обеспечивающих гуманистическую ориентацию личности на сохранение и воспроизводство достижений культуры и воспитание молодого поколения специалистов, способных решать новые прикладные задачи;
ü Верхнего Учкулана - в сохранении и развитии традиций аула как родине карачаевского народа;
ü вузов, лицеев и колледжей республики- в притоке молодежи, ориентированной на комплексное освоение программ профессионального обучения и общекультурного развития;
ü предпринимателей района и рынка труда – в притоке новых ресурсов;
ü выпускника образовательного учреждения – в социальной адаптации.
Образовательная программа – документ, определяющий путь достижения образовательного стандарта, характеризующий специфику и особенности образовательного учреждения.
Нормативно-правовой базой образовательной программы являются
ü Закон РФ «Об образовании»; нормативные документы МО РФ, МО КЧР, ОО КМР;
ü Конвенция о правах ребенка;
ü Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных образовательных учреждениях различного вида (СанПин 2.4.2.1178-02);
ü Типовое положение об общеобразовательном учреждении;
ü Устав школы и локальные акты ОУ;
ü Лицензия образовательного учреждения;
Также при разработке образовательной программы учтены:
- возможности образовательной среды а. Верхний Учкулан: школой заключен долгосрочный договор о сотрудничестве с КЧГУ им. У.Дж.Алиева;
- уровень готовности учителей к реализации вариативных образовательных программ: в ОУ работает высококвалифицированный коллектив;
- материально-техническое обеспечение учебного процесса: в школе созданы комфортные условия для участников образовательного процесса, работает 1 компьютерный класс, медиатека, спортивный зал; 30% учебных кабинетов оборудованы мультимедийным и интерактивным оборудованием; имеется скоростной выход в Интернет;
- традиции, сложившиеся за годы работы ОУ: годовой круг праздников, участие в опытно-экспериментальной работе педагогического коллектива и т.д.
Образовательная программа определяет
ü цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия через содержание учебных предметов и педагогических технологий;
ü учебно-методическую базу реализации учебных программ.
Образовательная программа устанавливает содержание и способы взаимодействия с вузами, научными учреждениями и предприятиями в целях развития творческого потенциала учащихся, выявления и объективной оценки их достижений.
Образовательная программа регламентирует:
ü условия освоения образовательной программы;
ü диагностические процедуры для объективного поэтапного учета образовательных достижений учащихся;
ü организационно-педагогические условия реализации программ общего и дополнительного образования.
Обеспечивая вариативность обучения и свободу реализации творческих концепций учителя, образовательная программа позволяет обеспечить уровень образования, достаточный для успешной социализации, одновременно с углубленным изучением математики, экономики, обществоведения, географии, информатики.
Основным условием эффективности обучения и обеспечения его вариативности является:
ü обеспечение широкой образовательной подготовки, ядро которой является общей частью всех учебных программ;
ü обеспечение профильного обучения старшеклассников;
ü создание необходимых условий для развития личностной мотивации, обеспечивающей развитие когнитивных и креативных способностей учащихся;
ü использование современных образовательных технологий;
ü широкое развитие сети внеклассной работы;
ü использование различных видов информационных ресурсов для обеспечения как потребностей обучения, так и личных информационных потребностей учащихся;
ü использование возможностей социокультурной среды аула.
Выполнение указанных условий позволит школе реализовать педагогически, психологически, дидактически и материально-технически обеспеченное образовательное пространство для создания оптимальных условий самоопределения и развития личности учащихся.
В тексте представлены образовательные программы
ü основного общего образования (5 – 8 классы);
ü старшей школы (10-11 классы).
Описание образовательных программ на каждой ступени соответствует принятой структуре образовательных программ в ОУ а. Верхний Учкулан.
Данная программа является промежуточной программой.
Образовательная программа основного общего образования
II ступень обучения
(5- 8 классы) МКОУ «СОШ а. Верхний Учкулан»
3.1. Целевое назначение
ü реализация в полном объёме конституционных прав детей на образование;
ü обеспечение образовательного процесса, предусмотренного Базисным учебным планом ОУ РФ;
ü создание условий для освоения учащимися обязательного минимума содержания образования данного уровня;
ü сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
ü сохранение и поддержка физического и психического развития детей;
ü создание условий для адаптации учащихся к особенностям основной школы
ü формирование познавательных способностей (умение рассуждать, анализировать, обобщать);
ü создание условий для формирования учебной самостоятельности и ответственности;
ü развитие у учащихся познавательного интереса и творческих способностей.
ü развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками;
ü развитие творческих способностей детей (воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира).
ü воспитание гуманной, творческой личности, бережно и ответственно относящейся к себе, окружающему миру людей и миру природы;
Ведущие задачи:
ü создание условий для становления отношения ребенка к миру и к себе, своим потребностям, стремлениям и желаниям, развитие разных возможностей мировосприятия;
ü поддержка инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества учащихся в разных видах деятельности.
3.2. Характеристика учащихся,
которым адресована образовательная программа начального общего образования
Возраст: |
11-14 лет |
Уровень готовности к усвоению программы: |
Успешное овладение образовательной программой начальной ступени обучения |
Состояние здоровья: |
1-4 группы здоровья, отсутствие медицинских противопоказаний для обучения |
Технология комплектования: |
Комплектование 5 классов на основе 4-х классов своей школы. |
Продолжительность обучения |
4 года |
Процедура выбора общеобразовательной программы предполагает:
ü Доведение до сведения родителей информации о реализуемых на предстоящем этапе обучения образовательных программах и основаниях для их выбора (школьный сайт, родительские собрания, стенд, печатная информация, беседы с администрацией и педагогами школы);
ü Изучение образовательных потребностей семьи (опросы, анкеты);
ü Сбор информации и на ее основе анализ сформированности познавательных интересов, мотивации учения (в течение учебного года);
ü Педагогическая диагностика и на ее основе анализ успешности учебной деятельности (диагностическое отслеживание, результаты промежуточной аттестации);
ü Проведение педагогического консилиума по определению наличия у учащихся оснований для выбора ОП;
ü Коррекционная работа с учащимися и родителями при полном или частичном отсутствии оснований для выбора.
3.3. Ожидаемый результат
ü Успешное овладение предметами учебного плана на базовом уровне в соответствии с государственными образовательными стандартами.
ü Выход на начальный уровень функциональной грамотности, предполагающий его полное достижение к окончанию основной школы.
ü Освоение учащимися основ системного мышления и развитие мотивации к дальнейшему обучению.
3.4. Учебный план
Учебный план МКОУ «СОШ а. Верхний Учкулан» для 5 – 8 классов сформирован на основе базисного учебного плана (БУП) Карачаево-Черкесской Республики разработанной на основе Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. №1312, приказа Министерства образования КЧР от 18 марта 2011 г. №106, приказа Министерства образования КЧР от 2 августа 2011 г. №313.
Учебный план для 5-8 классов ориентирован на 4- летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ основного общего образования.
С 1 по 8 введен предмет «Искусство» с изучением музыки и ИЗО (1-8 класс ИЗО 1ч, музыка 1ч).
Учебный предмет «Природоведение» изучается в 5 классе 2 часа в неделю.
«Обществознание» изучается с 6 по 8 классы 1 час в неделю в 10-11 классах по 2 часа в неделю.
За счет школьного компонента усилено преподавание родного языка в 8 классе на 1 час
ü «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8 классах (введен в региональный компонент как обязательный и ориентирован на освоение учащимися безопасного и здорового образа жизни, защиты человека в чрезвычайных ситуациях).
Учебный план 5 – 8 классов на 2013 – 2014 учебный год
Учебные предметы |
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
|||
Часов в неделю |
Часов в неделю |
Часов в неделю |
Часов в неделю |
||||
Русский язык |
4 |
4 |
4 |
3 |
|||
Литература |
4 |
4 |
3 |
3 |
|||
Родной язык |
3 |
3 |
2 |
2 |
|||
Родная литература |
2 |
2 |
2 |
2 |
|||
Английский язык |
3 |
3 |
3 |
3 |
|||
Математика |
5 |
5 |
5 |
5 |
|||
Информатика и ИКТ |
|
|
|
1 |
|||
История |
2 |
2 |
2 |
2 |
|||
Обществознание |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||
География |
|
1 |
2 |
2 |
|||
Природоведение |
2 |
|
|
|
|||
Физика |
|
|
2 |
2 |
|||
Химия |
|
|
|
2 |
|||
Биология |
|
1 |
2 |
2 |
|||
Музыка |
1 |
1 |
1 |
|
|||
ИЗО |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||
МХК |
|
|
|
|
|||
Технология (информационные технологии) |
2 |
2 |
2 |
1 |
|||
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
|||
ОБЖ |
|
|
|
1 |
|||
Всего: |
32 |
33 |
35 |
36 |
|||
3.5. Учебные программы
Основу базовой образовательной программы для 2 ступени обучения составляют типовые учебные программы, утвержденные МО РФ, типовые учебные программы Верхне Учкуланской школы (история и культура аула). Каждая из программ оснащается учебными пособиями, дидактическими материалами (Приложение). Обязательным условием реализации учебных программ является принцип преемственности.
3.6. Организационно-педагогические условия
Формы организации учебного процесса
ü Классно-урочная система
ü Учащиеся 5-8-х классов работают в режиме шестидневной учебной недели
ü Продолжительность одного урока 45 минут
ü Учебный год делится на четверти
ü Наполняемость классов 6 человек
Педагогические технологии
Для организации образовательного процесса наряду с традиционными методами обучения используются:
ü интерактивные обучающие технологии (работа в группах постоянного и переменного состава, компьютерные технологии при выполнении коллективных и индивидуальных творческих заданий);
ü работа в режиме проектирования;
ü технология решения ситуационных задач
Технология организации внеучебной деятельности
Содержание внеучебной деятельности учащихся 5-8-х классов обусловлено реализацией комплексной воспитательной программы «Вступая в жизнь» через целевые программы: «Здоровье», «Общение и культура», «Досуг», «Образ жизни» и др., а также
ü взаимодействием с ДДТ Карачаевского района; и др.;
ü работой школьных кружков и секций: «Театр в школе» (6 – 10 классы), «Тайны слова» (русский язык, 5,8 классы), «Английский язык» (5 – 8 классы), ), экологический кружок (5 – 8 классы);
ü программой экскурсий по аулу и музеямКЧР;
ü посещением театров, выставок;
ü программами досуговых мероприятий, приуроченным к празднованию памятных дат и государственных праздников.
3.7. Формы учета и контроля достижений учащихся
В образовательной программе используются следующие основные формы учета достижений учащихся:
ü текущая успеваемость;
ü аттестация по итогам четверти, по итогам года;
ü рейтинговые проверочные работы;
ü олимпиады;
ü защита исследовательской и проектной работы.
ü творческие отчеты, доклады учащихся на конкурсах, выставках,.
В школе разрабатывается система оценивания включенности учащихся в уклад школьной жизни (активность при подготовке и проведении общешкольных мероприятий).
3.8. Методы диагностики освоения образовательной программы
Диагностика включает в себя:
ü социальную диагностику:
¨ наличие условий для домашней работы;
¨ состав семьи;
¨ необходимость оказания различных видов помощи;
ü медицинскую диагностику: показатели физического здоровья
ü психологическую диагностику:
¨ уровень общей тревожности (отсутствие выраженных противоречий между требованиями педагогов и возможностями подростка);
¨ включенность учащихся в деятельность и общение (эмоционально-положительное восприятие подростком системы своих отношений со сверстниками, субъективная включенность в отношения, восприятие своего статуса в классе как положительного и удовлетворенность им);
¨ отношения с педагогами (эмоционально-положительное восприятие подростком системы своих отношений с педагогами, восприятие этих отношений как уважительных, доверительных, но сохраняющих его автономность);
¨ отношение к себе (позитивная «Я- концепция», устойчивая адекватная самооценка, ориентация на будущее, субъективное ощущение адекватности своего поведения и эмоциональных реакций);
¨ определение степени удовлетворенности школьной жизнью; наличие и характер учебной мотивации (интерес к способам получения знаний, умение ставить и достигать конкретные цели самообразования, интерес к самостоятельным формам учебной деятельности, интерес к использованию результатов учебной работы социально-значимых формах деятельности)
ü педагогическую диагностику:
¨ предметные и личностные достижения;
¨ затруднения в образовательных областях;
¨ диагностика сформированности учебно-познавательных мотивов;
¨ диагностика формирования уровня функциональной грамотности (грамотность и богатый словарный запас устной речи, использование речи как инструмента мышления);
¨ диагностика сформированности важнейших учебных действий (выделение существенных признаков изучаемых понятий, оперирование всей системой данных учебной задачи, ориентация на всю систему требований учебной задачи, способность к рассмотрению изучаемого предмета с разных сторон, способность к смене стратегии в процессе решения учебной проблемы);
¨ умственная работоспособность и темп учебной деятельности ( сохранение учебной активности в течение всего урока, адаптация к учебной нагрузки, способность работать в едином темпе со всем классом и предпочтение высокого темпа работы);
¨ взаимодействие с педагогами (включенность в личностное общение с педагогами, способность к проявлению эмпатии по отношению ко взрослым);
¨ поведенческая саморегуляция (способность длительно подчинять поведение к намеченной цели, умение сдерживать эмоции, моральная регуляция поведения и способность к ответственному поведению);
¨ диагностика интересов.
5. Образовательная программа среднего (полного) общего образования
(10-11 классы) МКОУ «СОШ а. Верхний Учкулан»
5.1. Целевое назначение
ü Создание условий для получения полного общего среднего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
ü профилизация, индивидуализация и социализация образования;
ü осуществление компетентностного подхода в образовании;
ü реализация дифференцированного и личностно-ориентированного образовательного процесса;
ü формирование ответственности, самостоятельности, умения планировать, освоение проектного подхода к решению проблем;
ü предоставление равных возможностей для получения образования и достижения допрофессионального и методологического уровня компетентности;
ü создание условий для развития интересов, склонностей и способностей учащихся.
5.2. Характеристика учащихся,
которым адресована образовательная программа
Возраст: |
15-17 лет. |
Уровень готовности к усвоению программы: |
В старшую школу может быть зачислен любой учащийся, успешно освоивший общеобразовательную программу основного общего образования. |
Состояние здоровья: |
отсутствие медицинских противопоказаний |
Технология комплектования: |
Комплектование 10 класса осуществляется на базе 9 классов школы и других ОУ района. Прием в 10 классы осуществляется на основании заявления учащегося. |
Продолжительность обучения |
2 года |
Процедура выбора образовательной программы предполагает:
ü сбор информации об удовлетворенности родителей и учащихся школы реализуемой образовательной программой с целью изучения запросов семьи;
ü сбор информации и на ее основе анализ сформированности познавательных интересов, мотивации учения (в течение учебного года; успеваемость по итогам учебного года; итоговая аттестация; результаты ЕГЭ по математике, русскому языку; )
ü индивидуальные консультации психолога;
ü педагогическая диагностика и на его основе анализ успешности учебной деятельности (диагностическое отслеживание, результаты промежуточной и итоговой аттестации);
ü мониторинг учебных и творческих достижений учащихся, подтвержденных результатами районных или городских олимпиад, конкурсов, участия в исследовательской деятельности ;
ü анализ состояния здоровья учащихся и его динамики;
ü собрания учащихся и их родителей по процедуре окончания учебного года и условиям поступления в 10 класс.
Возможные варианты выбора образовательной программы
Общеобразовательная программа основного общего образования:
ü в СОШ а. Верхний Учкулан;
Прием детей в образовательное учреждение МКОУ "СОШ а.Верхний Учкулан" осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Законом «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Санитарными правилами, нормативными актами Комитета по образованию администрации КМР, нормативными актами территориального органа управления образованием, уставом ОУ, локальными актами ОУ.
5.3. Ожидаемый результат программы
Компетентностный подход, реализуемый в образовательном процессе в старшей профильной школе, позволяет ожидать следующие образовательные результаты:
- достижение стандарта среднего (полного) общего образования на уровне компетентности
ü овладение учащимися научной картиной мира в предметах, включающей понятия, законы и закономерности, явления и научные факты;
ü овладение учащимися знаниями и умениями, необходимыми для поисковой, творческой, организационной и практической деятельности
ü достаточно высокого уровня умения действовать ответственно и самостоятельно;
ü способности оценивать свою деятельность относительно разнообразных требований, в том числе проводить ее адекватную самооценку;
ü освоения видов, форм и различных ресурсов учебно-образовательной деятельности, адекватных планам на будущее;
ü освоения способов разнообразной продуктивной коммуникации;
ü понимание особенностей выбранной профессии;
- достижение такого уровня образованности в профильных предметных областях знания, который позволит учащимся успешно сдать вступительные экзамены в ВУЗы и успешно продолжать в них обучение:
- сформированность основных ключевых компетенций и получение социально-значимых достижений в творческой деятельности, способствующих развитию качеств личности, необходимых человеку для успешной самореализации.
Поскольку форма и содержание образовательного процесса направлены на достижения этих результатов, можно надеяться, что выпускник старшей школы будет конкурентоспособен, его образовательная подготовка будет отвечать требованиям современного общества и рынка труда, что он сможет найти свое место в жизни, будет достоин города и страны, в которой он живет.
5.4. Учебный план
Учебный план для 10-11 классов ориентирован на 2-летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ среднего (полного) общего образования. Продолжительность учебного года от 34-37 учебных недель (с учетом экзаменационного периода). Продолжительность урока – 45 минут.
«Обществознание» изучается в 10-11 классах по 2 часа в неделю.
Учебный предмет «основы безопасности жизнедеятельности» изучается в 10 классе 1 час в неделю, в 11 классе 2 часа в неделю.
Изучение «Истории и культуры народов КЧР» ведется в 10-11 классе.
На предпрофильную подготовку в 9 классе выделено 3 часа в неделю (2ч –за счет уроков технологии, 1ч за счет школьного компанента) по следующим направлениям: Физика, математика, тьютарский час – выбор профессии.
Преподавание МХК ведется в 10 и 11 классе.
За счет школьного компонента усилено преподавание русского языка на 1 час в 10 классе и 1 час в 11 классе.
На основании приказа Министерства образования и науки КЧР от 2 августа 2011 года №313 уроки физической культуры с 1 по 11 класс увеличены на 1 час (3 часа в неделю).
Учебный план для 10-11 классов на 2013/2014 учебный год
Учебные предметы |
10 |
11 |
Часов в неделю |
Часов в неделю |
|
Русский язык |
2 |
2 |
Литература |
4 |
4 |
Родная литература |
2 |
2 |
Иностранный язык |
3 |
3 |
Математика |
5 |
5 |
Информатика и ИКТ |
1 |
1 |
История |
2 |
2 |
История и культура народов КЧР |
1 |
1 |
Обществознание |
2 |
2 |
География |
2 |
|
Физика |
3 |
3 |
Химия |
2 |
2 |
Биология |
1 |
2 |
Физическая культура |
3 |
3 |
МХК |
1 |
1 |
Технология |
2 |
2 |
ОБЖ |
1 |
2 |
Всего: |
37 |
37 |
5.5. Организационно-педагогические условия
Нормативные:
В соответствии с гигиеническими требованиями к режиму учебно-воспитательного процесса, установленными СанПин 2.4.2.1178-02, занятия проводятся в 1 смену при 6-дневной учебной неделе.
Организационные:
Формы организации учебного процесса
ü учащиеся 10 – 11-х классов работают в режиме шестидневной учебной недели
ü Продолжительность учебной недели не превышает: в 10-х и 11-х классах – 37 часа в неделю.
ü Занятия начинаются в 9 часов 15 минут.
ü продолжительность занятий 45 минут
ü учебный год делится на четверти
ü средняя наполняемость классов 6 человек
Индивидуальные и групповые занятия, занятия в кружках осуществляются во вторую половину дня вне сетки учебного расписания с интервалом от основных занятий не менее 45 минут.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом не менее 8 недель. Каникулы проводятся в сроки, установленные ООА КМР.
Один день в четверть отводится на оздоровительную и экскурсионную работу.
Формы организации учебного процесса
Основной формой организации обучения является классно-урочная с элементами лекционно-семинарских и курсовых занятий.
Педагогические технологии
Ведущими технологиями, обеспечивающими реализацию образовательной программы профильной подготовки являются:
Общей особенностью используемых технологий обучения является ориентация на развитие:
ü самостоятельности мышления;
ü исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;
ü умения аргументировать свою позицию;
ü умения публично представлять результаты самостоятельно выполненных творческих работ;
ü потребности в самообразовании.
Образовательный процесс на 3 ступени обучения строится на основе принципов личностно-ориентированного подхода. Усилия педагогического коллектива направлены на реализацию индивидуальных образовательных потребностей учащихся и их права выбора уровня освоения образовательной программы и ее профиля. В качестве ведущих технологий используются традиционные и инновационные. Применение традиционных технологий в сочетании с инновационными технологиями позволяет повысить результативность обучения.
Информационно-коммуникационные технологии
Технологии, основанные на использовании в учебном процессе ПК для мониторинга и диагностики, реализации индивидуального обучения, мультимедийного моделирования, проектирования.
Здоровьесберегающие технологии
Технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и их психическую поддержку.
Технологии проблемного обучения
Широко используемая в образовательном процессе школы технология ориентирована на освоение способов самостоятельной деятельности при решении проблемных ситуаций, развитие познавательных и творческих способностей учащихся. На основе этой технологии создана система вариативных форм самостоятельной исследовательской работы, проводимой в учебное и внеучебное время.
Технологии уровневой дифференциации и дифференциации по интересам
Технология используется на всех ступенях обучения и способствует повышению уровня мотивации обучения и познавательного интереса. Образовательное пространство лицея дает учащимся возможность выбора и проявления своей индивидуальности, предоставляет необходимые условия для развития творческих способностей. Эта технология реализуется через введение спецкурсов, работу клубов и кружковую работу и направлена на углубление содержания образования.
Технологии коллективного способа обучения
Технология используется на всех ступенях обучения практически по всем предметам. Данная технология часто сочетается с интеграцией содержания образования.
Технология развития «критического мышления»
Технология, пробуждающая мышление высокого порядка (синтез, анализ, творчество, решение проблем), направлена на развитие высокого уровня рефлексии.
Технология педагогики сотрудничества
Технология основана на личностно-ориентированном подходе в обучении и способствует развитию коммуникативных умений в отношениях «учитель-ученик», формированию общечеловеческих ценностей (человек, личность, доброта, забота, достоинство, труд, коллектив, совесть, гражданственность).
В образовательном процессе 3 ступени используются технологии, способствующие образовательному и профессиональному самоопределению, повышению уровня ключевых компетентностей учащихся и подготовке к продолжению образования, освоению ресурсов, адекватных планам на будущее:
ü полные циклы проектной деятельности в образовательной и социальной сфере;
ü формы обучения, используемые в вузе: актовые лекции, семинары, лабораторные практикумы, коллоквиумы и т.п.
ü исследовательская деятельность учащихся и презентация полученных результатов;
ü самостоятельная образовательная деятельность учащихся, как планируемая учителем, так и планируемая самим учащимся;
ü блочно-модульная система обучения;
ü групповые и индивидуальные формы образовательной деятельности;
ü повышение уровня организационной и коммуникативной компетентности путем участия в организации Дня науки, научно-практической конференции, самоуправлении в профильных группах, проектах соуправления школой.
Общей чертой используемых в школе технологий обучения является ориентация на развитие:
ü самостоятельности и креативности мышления;
ü исследовательских умений в теоретической и научно-практической деятельности;
ü коммуникативной культуры, т.е. умений участвовать в коллективном поиске, аргументировать свою позицию, публично представлять результаты творческих работ;
ü умений рефлексии и саморефлексии, волевых качеств;
ü потребности в непрерывном образовании.
Основная цель дополнительного образования - обеспечение условий стимулирования и развития творческой активности, наиболее полной самореализации учащихся в различных видах внеурочной деятельности, реализации их склонностей и интересов, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности.
Дополнительное образование – целенаправленный процесс воспитания, развития и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и организации информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ.
При организации дополнительного образования школа опирается на следующие приоритетные принципы:
ü свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;
ü ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
ü возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
ü единство обучения, воспитания и развития;
ü практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Направления дополнительного образования:
ü предметное, создающее условия для углубленного изучения предметов математики, информатики, экономики;
ü научно-исследовательское, обеспечивающее условия для интеллектуального развития;
ü воспитание гражданских качеств личности;
ü нравственно-этическое;
ü художественно-эстетическое.
Организация образовательного процесса во второй половине дня имеет свои особенности:
ü учащиеся имеют право выбора дополнительных занятий;
ü учащиеся приходят на занятия в свободное от учебы время;
ü педагогами школы создаются наиболее комфортные условия пребывания детей на занятиях;
ü учебно-воспитательный процесс происходит в условиях неформального содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами, добровольностью совместной деятельности.
Дополнительное образование в школе и вне школы органично вплетено в комплексную программу воспитательной деятельности «Вступая в жизнь» через реализацию целевых программ: «Здоровье», «Общение и культура», «Досуг», «Образ жизни»:
а также
ü взаимодействием с ДДТ Карачаевского района; и др.;
ü работой школьных кружков и секций: «Театр в школе» (10 – 11 классы),стрельба;;
ü экскурсиями на предприятия, в ВУЗы и музеи;
ü программой экскурсий по аулу, музеямКЧР;
ü посещением театров, выставок;
ü программами досуговых мероприятий, приуроченным к празднованию памятных дат и государственных праздников.
Одним из приоритетных направлений является развитие познавательного интереса и рост интеллектуального уровня учащихся:
ü День науки
ü День культуры
ü День предпринимателя
ü День старшеклассника
ü Экономические чтения
ü Интеллектуальный марафон
ü Защита исследовательских проектов и творческих работ
ü Участие в предметных олимпиадах, в том числе через Internet
ü Участие в семинарах и конференциях (КЧГУ им.У.Дж.Алиева), в том числе – международного уровня
ü Актовые публичные лекции.
Внешкольная образовательная среда создает возможность формирования допрофессиональной компетентности и повышения культурного уровня и кругозора учащихся. Совместная образовательная, профессиональная и культурная деятельность включена как в учебную, так и внеучебную деятельность учащихся. Старшая школа постоянно взаимодействует с такими учебными заведениями высшего образования как КЧГУ им.У.Дж.Алиева, КЧТА, а также с другими социальными партнерами.
Обязательным компонентом образовательной среды является библиотека и медиатека школы и связанный с ней комплекс средств и условий для самостоятельной работы учащихся и использования современных ИКТ (учащиеся старшей школы являются читателями школьной библиотеки).
Учащиеся успешно выступают с презентацией результатов своей научно-исследовательской деятельности в конференциях, чтениях и конкурсах районного, городского, российского и международного уровней.
Значительно расширяется пространство для проявления творческой активности учащихся 10-11-х классов в жизнедеятельности школы. Свою субъектность, креативность и индивидуальность они могут проявлять в жизни не только класса, но и всего школьного сообщества. По сравнению с другими возрастными группами школьников старшеклассники имеют наибольшее представительство в органах школьного самоуправления - Совете школы и Совете старшеклассников .Все это позволяет создать ситуацию успеха для каждого учащегося.
5.7. Формы контроля и учета достижений
Основные формы аттестации достижений учащихся
Текущая успеваемость
ü Контрольные и диагностические работы по предметам учебного плана;
ü контрольные работы по профильным предметам, содержание которых разрабатывается преподавателями вузов-партнеров совместно с педагогическим коллективом;
ü срезовые работы после изученной темы;
ü тесты;
ü зачеты;
ü рефераты, творческие работы, доклады учащихся на конференциях, выставках.
Аттестация по итогам полугодия, по итогам учебного года.
Все формы промежуточной аттестации личностных достижений учащихся, характеризующих их успехи в учебной и внеучебной (исследовательской, трудовой, общественной) деятельности. Текущая, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся производится по 5-ти балльной системе. Академическая неуспеваемость фиксируется при наличии неудовлетворительной годовой оценки по одному из предметов основного учебного плана.
Кроме этого, в школе организован внутренний и внешний аудит качества знаний (проведение тестирования в формате ЕГЭ).
При этом введена рейтинговая система оценивания школьных достижений учащихся 10 – 11 классов (по классам и индивидуально).
Одной из форм достижений учащихся является получение дипломов, грамот по результатам их творческой и научной деятельности. «Портфолио» как дна из нетрадиционных форм аттестации позволяет учитывать личностные достижения учащихся в учебной, творческой, социально-значимой деятельности. Проводится защита «Портфолио» успехов учащимися 10 – 11 классов. В школе разрабатывается система оценивания включенности учащихся в уклад школьной жизни (активность при подготовке и проведении общешкольных мероприятий).
Система оценивания результатов деятельности учащихся имеет ряд существенных особенностей
ü Задания для оценивания результатов носят как тестовый характер, так и приближенный по типу к оценочным заданиям, принятым в вузе: выступления на семинарах, сдача коллоквиумов, защита работ лабораторного практикума и рефератов и т.д.;
ü При оценивании достижений учащихся решающее значение придается самостоятельной работе учащихся индивидуального и группового характера, в том числе и деятельности с элементами исследовательского характера. При этом учащийся сам выбирает уровень, на котором он изучает учебный предмет или блок, и проводит самооценку своих результатов.
Учет достижений учащихся во внеучебной деятельности:
ü Анализ «Портфолио» учащихся;
ü Награждение дипломами, грамотами по результатам творческой и научной деятельности, результатам спортивных достижений и общественной активности;
ü Церемонии награждения по итогам учебного года.
5.8. Методы диагностики освоения образовательной программы
Диагностика включает в себя:
ü социальную диагностику:
¨ наличие условий для жизни и воспитания ребенка дома;
¨ состав семьи;
¨ необходимость оказания различных видов помощи;
ü медицинскую диагностику:
¨ показатели физического здоровья;
¨ осмотр врачей специалистов с оформлением медицинской формы
ü психологическую диагностику:
¨ уровень общей тревожности (отсутствие выраженных противоречий между требованиями педагогов и возможностями подростка);
¨ включенность учащихся в деятельность и общение (эмоционально-положительное восприятие подростком системы своих отношений со сверстниками, субъективная включенность в отношения, восприятие своего статуса в классе как положительного и удовлетворенность им);
¨ отношения с педагогами (эмоционально-положительное восприятие подростком системы своих отношений с педагогами, восприятие этих отношений как уважительных, доверительных, но сохраняющих его автономность);
¨ отношение к себе (позитивная «Я- концепция», устойчивая адекватная самооценка, ориентация на будущее, субъективное ощущение адекватности своего поведения и эмоциональных реакций);
¨ определение степени удовлетворенности школьной жизнью;
¨ наличие и характер учебной мотивации (интерес к способам получения знаний, умение ставить и достигать конкретные цели самообразования, интерес к самостоятельным формам учебной деятельности, интерес к использованию результатов учебной работы в социально-значимых формах деятельности)
ü педагогическую диагностику:
¨ предметные и личностные достижения;
¨ диагностика сформированности учебно-познавательных мотивов (интерес к основам наук и методам теоретического мышления, развитый мотив самообразования, связанный с жизненными перспективами и самовоспитание, стремление к анализ индивидуального стиля своей учебной деятельности, мотивационная избирательность интересов, обусловленная выбором профессии);
¨ диагностика сформированности важнейших учебных действий (выделение существенных признаков изучаемых понятий, оперирование всей системой данных учебной задачи, ориентация на всю систему требований учебной задачи, способность к рассмотрению изучаемого предмета с разных сторон, способность к смене стратегии в процессе решения учебной проблемы);
¨ умственная работоспособность и темп учебной деятельности (сохранение учебной активности и работоспособности в течение всего урока, адаптация к учебной нагрузки, способность работать в едином темпе со всем классом и предпочтение высокого темпа работы);
¨ развитие мышления (освоение методов теоретического и творческого мышления, использование исследовательских методов в обучении);
¨ развитие речи (богатый опыт речевого общения, использование речи как инструмента мышления, грамотность и богатый словарный запас устной речи); взаимодействие с педагогами (включенность в личностное общение с педагогами, способность к установлению деловых, партнерских отношений со взрослыми);
¨ поведенческая саморегуляция (способность длительно подчинять поведение к намеченной цели, умение сдерживать эмоции, моральная регуляция поведения и способность к ответственному поведению; способность принимать ответственные решения, касающиеся других людей);
¨ диагностика интересов.