«УТВЕРЖДЕНО» Директор школы МКОУ «СОШ а. Верхний Учкулан » _____________ З.С-М.Биджиева |
Приказ № 18
«01» сентября 2011г.
Учебный план
начального общего образования
Начального общего образования (1-4 классы) муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа а. СОШ а. Верхний Учкулан»
на 2011-2012 учебный год
2012-2013 учебный год
2013-2014 учебный год
2014-2015 учебный год
Учебный план начального общего образования
Учебный план разработан в МКОУ «СОШ а. Верхний Учкулан » на основании Базисного учебного (общеобразовательного) плана образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования.
Пояснительная записка к учебному плану для 1 класса на 2011-2012
учебный год
Рабочий учебный план МКОУ «СОШ а. Верхний Учкулан», реализующий основную образовательную программу начального общего образования, является важнейшим нормативным документом по введению и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в действие. Определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам, выступает одновременно в качестве внешнего ограничителя, определяющего общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса. А также в качестве одного из основных механизмов его реализации
1. Нормативно-правовая база учебного плана муниципального общеобразовательного учреждения
Нормативной базой, лежащей в основе разработки рабочего учебного плана гимназии, являются следующие документы:
- Ø Конституция Российской Федерации (ст.43);
- Ø Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами от 16ноября 1997 г .№ 144-ФЗ; от 20 июля 2000 г. № 102-ФЗ; от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ ст. 2,6,7, 9, 14, 17, 31, 32);
- Ø Постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 №142 «О правилах разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов»;
- Ø Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюст России от 22.12.2009 №15785);
- Ø Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Ø Приказ Минобрнауки РФ от 24.12.2010 N 2080"Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011 2012 учебный год"
2. Общая характеристика учебного плана.
В ходе освоения общеобразовательной программы школы при реализации учебного плана на первой ступени общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе:
- Ø Закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка -система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
- Ø Формируются универсальные учебные действия;
- Ø Развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
- Ø Содержание образования на этой ступени формируется преимущественно за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностный подход и индивидуализацию обучения по каждому учебному предмету.
Базисный учебный план МКОУ «СОШ а. Верхний Учкулан» состоит из двух частей -обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Обязательная часть базисного учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов для реализации в школе, реализующей основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть базисного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:
- Ø формирование гражданской идентичности обучающихся;
- Ø их приобщение к общекультурным и национальным ценности
информационным технологиям;
- Ø готовность к продолжению образования на последующих ступенях
основного общего образования;
- Ø формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения
- Ø в экстремальных ситуациях;
- Ø личностное развитие обучающегося в соответствии индивидуальностью.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
МКОУ «СОШ а. Верхний Учкулан» использует учебное время данной части на различные виды деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т.д.).Общие характеристики, направления, цели и практические задачи учебных предметов, предусмотренных требованиями Стандарта к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе по русскому языку, литературному чтению, иностранному языку, математике, окружающему миру, основам духовно-нравственной культуры народов России, музыке, изобразительному искусству, технологии, физической культуре, приведены в разделе «Программы отдельных учебных предметов» основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «СОШ а. Верхний Учкулан».
Изучение русского языка в начальной школе направлено на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь. Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка. Младшие школьники овладевают умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма).
Изучение родного языка направлено на развитие языковой компетентности, коммуникативных умений, диалогической и монологической речи. В ходе изучения родного языка формируются речевые способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку.
Изучение родной литературы призвано формировать читательскую деятельность школьника, интерес к чтению и книге, читательский кругозор. Младшие школьники знакомятся с образцами фольклора родного языка, с лучшими произведениями детской национальной литературы. Существенное место на уроках родной литературы занимает чтение в переводе на родной язык лучших образцов детской литературы других народов нашей страны, русской литературы.
Изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе ориентировано на формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств школьника, способного к творческой деятельности.
Иностранный язык в начальной школе изучается со 2 класса. Он формирует элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника; способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком.
Изучение математики направлено на формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования.
Особое место должно быть уделено обеспечению первоначальных представлений о компьютерной грамотности учащихся.
Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на воспитание любви и уважения к природе, своему городу (селу), своей Родине; осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме; приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему. Особое внимание должно быть уделено формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях, т. е. основам безопасности жизнедеятельности.
Изучение предметов эстетического цикла (ИЗО и музыка) направлено на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Учебный предмет «Технология» формирует практико-ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников.
Занятия по физической культуре направлены на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности ученика. Рекомендуется отводить на этот предмет дополнительные часы за счет раздела «Внеурочная деятельность».
Вариативная часть базисного учебного (образовательного) плана учитывает особенности, образовательные потребности и интересы учащихся. Время, отводимое на вариативную часть внутри предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки, может быть использовано для увеличения часов на изучение отдельных предметов инвариантной части, на организацию курсов, в которых заинтересованы ученик, родитель, учитель, образовательное учреждение, субъект РФ. В 1 классе в соответствии с системой гигиенических требований, определяющих максимально допустимую нагрузку учащихся, вариативная часть отсутствует.
Раздел вариативной части «Внеурочная деятельность» позволит в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет указанных в базисном учебном (образовательном) плане часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы.
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса МКОУ «СОШ Верхний Учкулан», которая предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направлено на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезная практика.
№ |
Направление |
Виды (кружки) |
Класс |
Часы |
|
Спортивно-оздоровительное |
Здоровейка |
1 |
1 |
Художественно-эстетическое |
Умелые руки |
1 |
1 |
|
|
Научно-познавательное |
Юный исследователь |
1 |
1 |
Проектная деятельность |
Что? Где? Когда? |
1 |
1 |
|
|
Духовно- нравственное |
Азбука этикета |
1 |
1 |
|
Военно-патриотическое |
Маленькие Россияне |
1 |
1 |
|
Кружок по русскому языку |
Живое слово |
1 |
1 |
|
Кружок по математике |
Всезнайка |
1 |
1 |
|
Кружок по литературному чтению |
Юные чтецы |
1 |
1 |
|
Танцевально-драматический кружок |
Сказка |
1 |
1 |
МКОУ «СОШ а. Верхний Учкулан » на ступени начального общего образования определяет 6-дневную продолжительность учебной недели. .Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в 1 классе - 33 недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 30 календарных дней. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Продолжительность урока составляет:
- Ø в 1 классе - 35 минут;
- Ø во 2-4 классах - 45 минут.
Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений РФ
Начальное общее образование Вариант 2
|
|||||||
Учебные предметы
Классы |
Количество часов в неделю |
Всего |
|||||
I |
II |
III |
IV |
||||
Инвариантная часть |
|
||||||
Русский язык |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
||
Литературное чтение |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
||
Родной язык и литературное чтение |
3 |
5 |
5 |
5 |
18 |
||
Иностранный язык |
– |
2 |
2 |
2 |
6 |
||
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
||
Окружающий мир |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
||
Искусство (музыка, ИЗО) |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
||
Технология |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
||
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
||
Итого |
21 |
25 |
25 |
25 |
96 |
||
Вариативная часть ( 6-дневная учебная неделя) |
– |
1 |
1 |
1 |
3 |
||
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе |
21 |
25 |
25 |
25 |
99 |
||
Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.) * |
10 |
10 |
10 |
10 |
40 |
||
Всего к финансированию (6-дневная учебная неделя) |
31 |
35 |
35 |
35 |
139 |
||
Внеурочная деятельность |
|||||
Направления
Классы |
I |
II |
III |
IV |
Всего |
Спортивно-оздоровительное |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Художественно-эстетическое |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Научно-познавательное |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
Военно-патриотическое |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Общественно-полезная деятельность |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Проектная деятельность |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Итого |
10 |
10 |
10 |
10 |
40 |